"Строение растения картофеля". Строение картофеля рисунок


Строение растения картофель. открытый урок по сельскохозяйственному труду

ГБОУ «Мензелинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Урок по сельскохозяйственному труду в 5 классе :

Тема: Строение растения картофеля

Учитель-дефектолог

Суздалева И.В.

Тема: Строение растения картофеля

Цель: Познакомить учащихся со строением и использованием растения картофеля.

          Работать над коррекцией памяти, мышления, речи, тактильного мышления посредством работы с учебниками, клубнями картофеля.

          Развивать бережливое отношение к природе и уважение к труду.

Оборудование: рисунки, слайды о картофеле, карточки с заданиями.

 Тип урока: сообщение новых знаний.                               

                                           Ход урока.

 I.Оргмомент.

На зарядку солнышко поднимает нас –

Поднимаем руки мы по команде «раз»,

А над нами весело шелестит листва –

Опускаем руки мы по команде « два».

II. Актуализация знаний учащихся

-Игра «Волшебный мешочек».

Ученики по–одному достают овощи и называют их, дают краткую характеристику.

III. Изучение нового материала.

1. Знакомство с темой и целями урока.

Загадка : Под землей живёт семья:

Папа, мама, деток тьма.

Лишь копни её немножко -

Вмиг появится….. (картошка)

- Сегодня, на этом уроке мы с вами познакомимся со строением картофеля,  узнаем , как и из чего он растёт.

В некотором царстве,В некотором государствеНе на Марсе и не на Луне - Жила картошечка в земле.Свойство царское имела:Накормить народ сумела.Словом, наша речь о том,Как пришел картофель в дом!Многое должны узнать,А теперь пора начать…

2. История возникновения картофеля в России.

-А кто знает, как появился картофель в России? В Россию картофель завез царь Пётр 1. Приказал засадить поля картофелем, но крестьяне не знали, как его употреблять в пищу. И съели зеленые плоды, после этого многие заболели и сожгли весь картофель. Когда ворошили костер, то увидели черные клубни . Оказалось, что эти клубни очень вкусные. Поняли тогда люди, как правильно употреблять картофель. И он стал вторым хлебом на столе.

-А что является первым хлебом?

А первый хлеб - пшеница.

Ребята! Кто скажет, что такое картофель? (овощ).

  - Да это овощ, которым мы питаемся.

 2. А вы видели, где растёт он? –

  - Да, картофель растёт в поле, огороде. (слайд 1,2)

3. Рассказ учителя о строении  картофеля .

а) Работа с тестом учебника.

Давайте посмотрим в учебнике стр.86

надземную часть картофеля. Из чего она состоит.

- Растёт он кустом, имеет травянистые стебли и растёт прямо. (плакат)

Листья у него сложные и состоят из отдельных листочков. (слайд 3) (рисунок).

После посадки картофеля почки  прорастают и образуются стебли, листья и корни. (плакат)

Потом картофель цветет . Цветы бывают разные. (рисунок), (слайд 11, Вместо цветка образуется плод. Это семена. (рисунки),  (слайд 13)

б) Подземная часть

-Картофель имеет подземные стебли , которые называются столонами. На конце столонов образуются клубни т.е картофель. Их бывает от 3-х до 10-и  штук. (плакат)

-Клубни у картофеля бывают округлой или овальной формы, мелкие и крупные. (слайд 4)

Они покрыты кожурой белого, жёлтого, розового, фиолетового  или красного цвета. (слайд 5,6,7,8)

картофель в разрезе. (слайд 9)

-На картофеле т. е. клубнях есть углубления (вот они) это глазки, а в них почки. (рисунки), (слайд 10)

- Часть картофеля, где глазков больше – верхняя (верхушка), противоположная – основание.

Место прикрепления клубня к столону называется пуповиной. (показ

4.) Физминутка

Мультфильм « Антошка»

5. Работа  в тетрадях.

На карточках запишите строение картофеля.

Словарная работа: Столоны, глазки, верхушка клубня, основание клубня, пуповина.

IV. Первичное закрепление пройденного материала.

Работа с клубнями картофеля .найдите на клубне глазки, верхушку, основание.

Вот это почки картофеля. Картофель называется пророщенным.

6. Рассказ учителя об использовании картофеля.

А как используют картофель?

Из мешка бери картошкуИ питайся понемножку.Можешь есть ее варенойИль в мундире запеченой

Из картошки сварим кашу,Всю родню накормим нашу.Кому каша надоест,Пусть картошку в супе ест.

. Какие блюда, изготавливаемые из картофеля вы знаете? (

v. Итог урока.

1. О чем говорили сегодня на уроке?

VI. Домашнее задание

Повторить части картофеля и ответить на вопросы стр. 87.

multiurok.ru

Анатомическое строение клубня

Анатомическое строение клубня. Клубень картофеля как видоизмененный стебель по анатомическому строению очень похож на стебель этого растения. На разрезе молодого клубня в центре можно видеть сердцевину, окруженную кольцом проводящих пучков и камбием. Кнаружи от камбия размещаются широкий слой лубяной паренхимы вместе с сосудистыми пучками и эпидермис.[ ...]

Анатомическое строение клубня можно рассмотреть на его продольном разрезе невооруженным глазом, однако лучше это сделать под микроскопом на готовых и специально окрашенных препаратах.[ ...]

Определение содержания крахмала в клубнях. Определение, содержания крахмала в клубнях картофеля прямым путем представляет некоторые трудности и требует много времени. Поэтому на практике обычно пользуются косвенными методами, которые дают быстрые, хотя и менее точные результаты. К таким способам относят определение крахмала в клубнях но плотности при помощи ареометра и картофельных весов ВГ1-5.[ ...]

В основе весового метода лежит известное правило: чем больше в клубнях картофеля воды и меньше сухих веществ, тем ближе их плотность к плотности воды, и, наоборот, чем меньше в клубнях картофеля воды и больше сухих веществ, тем большая разница между их плотностью и плотностью воды.[ ...]

Зная плотность картофеля, по таблице 78 находят соответствующее ей содержание сухого вещества.[ ...]

Предположим, что плотность картофеля, равна 1,0858. При такой плотности в клубнях картофеля содержится 20,927 % сухого вещества. Сухое вещество картофеля, кроме крахмала, включает сахар, клетчатку, белковые вещества, органические кислоты и соли, на долю которых приходится 7,252 %. Вычитая эту величину из общего содержания сухих веществ, находят содержание крахмала в клубнях картофеля: 20,927 — 7,252 == 13,675, или округляя 13,7.[ ...]

Доливая в этот раствор воду, доводят его до такой концентрации, чтобь1 большая часть клубней плавала посредине, а число всплывших на поверхность и лежащих на дне клубней было одинаковое. Это будёт означать, что плотность раствора соответствует плотности клубней. Затем при помощи ареометра определяют плотность раствора. Пользуясь таблицей 70, находят соответствующее этой плотности процентное содержание сухого вещества в клубнях.[ ...]

Картофельные весы ВП-5 предназначены для определения содержания крахмала в клубнях картофеля в пределах от 10 до 30 % и их загрязненности от 0 до 60 %.[ ...]

На левом коромысле по резьбовому стержню 7 перемещаются противовесы грубой регулировки тары 5.[ ...]

На правом ее конце имеется скоба с регуляторами тонкой настройки 9, в которой укреплен подвижной указатель равновесия. По полотну коромысла перемещается основная гиря 10, а по дополнительной линейке—малая гпря 11. Опорная призма коромысла лежнт на подушках стойки 12, которая прикреплена к плите каркаса. К грузоприемной призме с помощью подушки и серьги 13 подвешивается чаша 2 с грузом тары. Корзины 3 до пользования весами укрепляют на запас ном крючке каркаса. Весы имеют арретир н отвес.[ ...]

Рисунки к данной главе:

Вернуться к оглавлению

ru-ecology.info

"Строение растения картофеля" - технология (мальчики), уроки

Урок по сельскохозяйственному труду в 5 классе коррекционной школы VIII вида. Тема «Строение растения картофеля».

Тема: Строение растения картофеля.

Цель: Дать понятие об овощной культуре - картофель.

Ознакомить учащихся со строением растения картофеля.

Формирование обобщённого понятия «овощи». Отработка

умения составлять совместный описательный рассказ,

упражняться в подборе антонимов, синонимов.

Коррекция восприятия, внимания.

Воспитание мотивации к учению.

Оборудование: Игра «Ромашка», карточки с новыми словами,

макет клубня картофеля, натуральные клубни

картофеля, тест- закрепление, тёрка, сито, тазик.

Ход урока:

  1. Организационный момент урока.

  2. Проверка домашнего задания.

(проводится в виде игры «Ромашка»)

1.Как вы понимаете выражение «Фасоль - теплолюбивое растение»?

2.Что приготавливают из зрелых зёрен фасоли?

3.Когда сеют фасоль?

4.Когда убирают фасоль?

5.В чём заключается уход за посевами фасоли?

6.Разгадай загадку: И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покапай немножко

Под кустом растёт…..(картошка)

3.Работа над новой темой.

1)Словарная работа.

Столоны, глазки, верхушка клубня, основание клубня, пуповина.

2)Вводная беседа.

Картофель - огородное растение, которое имеет очень вкусные плоды (клубни). Люди издавна стали выращивать картофель, который нам завезли немцы.

Картофель сажают в землю весной. Появляется зелёный побег, который кустится; а потом цветёт красивыми цветами.

Под землёй, где спрятались корни, образуются клубни. Чтобы их было больше – надо рыхлить почву, окучивать. Клубни картофеля бывают округлой, овальной и удлинённой формы. Сверху клубень покрыт кожурой белого, жёлтого, розового или красного цвета .Мякоть клубня может быть белой, светло жёлтой или жёлтой.

На поверхности клубня есть углубления. Это глазки. В глазках расположены почки. После посадки клубня в почву почки прорастают и образуют стебли, листья и корни.

В одной части клубня глазков больше. Это верхушка клубня. Противоположная часть клубня называется его основанием. На основании клубня находится небольшое углубление-место прикрепления клубня к столону. Это место называется пуповиной.

Картофель является важнейшей продовольственной культурой. В питание населения нашей страны он занимает второе место после хлеба. В клубнях картофеля содержится большое количество питательных веществ, главное из которых - крахмал. Кроме крахмала, картофель богат витаминами и белком.

Из картофеля можно приготовить множество вкусных и питательных блюд. Его употребляют отварным, варёным и печёным. Картофель используют для жарения, приготовления пюре и салатов.

Клубни картофеля перерабатывают в различные пищевые продукты и полуфабрикаты. Из картофеля получают крахмал и спирт.

Картофель - хороший корм для животных. Для кормовых целей используются клубни в сыром и запаренном виде, а также засилосованная ботва. Отходы, которые остаются после переработки картофеля на крахмал и спирт, мезга и барда, тоже являются прекрасным кормом.

5. Отдыхающий момент.

Миша шёл, шёл, шёл.

Картошку нашёл.

Раз картошка,

Два картошка,

Три картошка-

Положи её в лукошко

6. Закрепление пройденной темы.

1) Работа с учебником.

а)1гр.- читает текст про себя;

(готовится к чтению вслух)

2гр.- читает с помощью учителя

б)1гр.- читает по цепочке;

2гр.- внимательно слушает.

2)Игра: «Один вопрос три ответа».

- Какую овощную культуру мы изучили?

Горох;

Картофель;

Морковь.

- Где растёт картофель?

В лесу;

В саду;

В огороде.

- Как называются плоды картофеля?

Клубни;

Кочаны;

Ягоды.

3) Работа в тетрадях.

(нарисовать клубень картофеля и указать его части).

7.Практическая работа.

Получение крахмала из клубней картофеля.

1)Распределить вымытые клубни картофеля между группами учеников по три человека. Очистить и измельчить их на тёрке.

2)Переложить измельчённую картофельную массу в сито, размещённое над тазом, промыть водой.

3)Дать отстояться воде в тазу и осторожно слить её. На дне таза останется плотный белый слой – крахмал.

8. Задание на подготовку.

(прочитать текст на 85-87 и подготовить пересказ.

9. Итог урока. Оценивание.

-Над какой темой работали?

-Чем занимались?

-Что понравилось и хотели бы повторить на следующих уроках?

- Какое настроение у вас в конце урока?

- Большое спасибо за хорошую работу я говорю… и ставлю им «5».

- Молодцы… Они получают «4».

- Старались сегодня…Но нужно подтянутся «3».

kopilkaurokov.ru